среда, 8 июня 2016 г.

А что с Астраханью?.. Она утонула


Улица Яблочкова
Почему Астрахань затапливает после каждого ливня и сколько стоит новая городская дренажная канализация?
С начала мая Астрахань не отпускают осадки. Похожего затянувшего водного бедствия город не видел несколько лет. Городской транспорт не ездит, а плывет по залитым дорогам. Вода в них порой выходит за бордюры и попадает на пешеходные дорожки, отчего даже возможность пройти «не заляпавшись» в черную жижу практически сводится к нулю. Автомобилисты также страдают, проваливаясь в скрывшиеся под воду ямы на дорогах, обнажая другую вечную проблему.
Чтобы сбавить градус народного гнева администрация Астрахани устроила пресс-конференцию, посвященную проблем дорог и воде на них. Выяснилось, что ранее выделенных 60 млн. рублей городу на ремонт дорог не хватит, чтобы изменить ситуацию, поэтому решено было выделить дополнительно 90 млн., «подрезав» часть других программ. Однако, по линии ливне-дренажной канализации города никаких дополнительных денег не будет.
- В течение часа, когда месячная норма осадков выпадает, город немного «притапливается» и нам приходится осушать его за счет спецтехники. От этого пока не уйдем. Строительство современной ливневой канализации потребует миллиарды рублей, которых сегодня в муниципальном и региональном бюджетах нет. Программы федеральной, куда можно было сегодня войти тоже нет, - констатировал на пресс-конференции замглавы города Геннадий Диденко.

Говорить, о том, сколько конкретно миллиардов нужно на новую «ливневку» городу Диденко не стал. Последний раз о строительстве ливневой канализации вспоминали в 2012 году и тогда губернатором озвучивалась цифра в 54 млрд рублей. Регион рассчитывал тогда попасть в федеральную программу «Чистая питьевая вода», чтобы получить эти деньги. Но программа приказала долго жить, и в конце прошлого года администрация города вынесла постановление, согласно которому на ливне-дренажную систему будет выделено только 59 млн. на три года. Всего подпадут под нее только 5 улиц. В настоящее время же несмотря на кажущееся отсутствие, в городе насчитывается более 70 км ливневых сетей. К ним относятся дренажные, соматичные, напорные коллектора. В 2008 году большую часть и без того немногочисленных люков ливневок в Астрахани закатали в асфальт, поскольку те не соответствовали только что вступившим в силу поправкам в водный кодекс.
- Неплохой опыт в строительстве ливневой канализации есть у Санкт-Петербурга, но нельзя просто взять и применить опыт Петербурга у нас, потому что у нас есть свои особенности, - сообщила РП проректор по научной работе Астраханского архитектурно-строительного университета Людмила Боронина. – Нужно учесть недостатки самой конструкции канализации, потому что даже если построить новую, но оставить работать те участки, что есть, она у нас все равно работать не будет. Наш университет не присчитывал полную необходимую сумму на все строительство, но та, что ранее озвучивалась, скорее соответствует действительности, потому что в нее идут затраты и на проект, и на экспертизу проекта, и на само строительство. Это очень дорогое удовольствие. Очень дорого обойдется строительство очистных сооружений, которых у нас практически нет. Работают всего несколько локальных, поэтому те выпуски, которые раньше были для прямого сброса в Волгу, их сейчас заделали.
Возле городского Цирка
Технологии здесь какие-то изобрести сложно. Трубы можно уложить либо открытым способом, либо без вскрытия грунта, но сильно это строительство сети не удешевит. Колодцы нужны стандартные – железобетонные. Самый большой вопрос стоит в удешевлении за счет новой технологии очистки именно этих стоков. Пример Питера здесь показателен, потому что там применили современные недорогие технологии очистки из местных материалов, как для небольших, так и для крупных участков сети. Например, так поступили в небольшом аэропорту «Пулково».
- Мы переняли этот опыт, - продолжает Боронина. – Город выделил экспериментальный участок на улице Свердлова с выходом на Красную Набережную. Сооружение адаптировали под наши условия и результаты оказались очень хорошие. Мы сделали конструкцию, исследовали наш местный материал и с этим вышли. На этой неделе в региональном министрестве строительства состоится научно-технический совет, на котором мы доложим о наших результатах, и надеюсь мы будем дальше эту тему продвигать. У нас есть ряд предложений, как можно без больших затрат потихоньку решать вопрос с ливневкой в городе.
Те ливневки, которые ранее были залиты асфальтом, при удачном стечении обстоятельств смогут опять заработать, если в них будут установлены фильтры, разработанные астраханскими учеными. Но нужно еще реконструировать саму сеть, потому что колодцы, как показала практика не справляются с этими объемами воды. Но как избавиться от грязи на дорогах?
- У нас мелкодисперсные грунты для которых нет разницы, высокий ли бордюр или низкий, - говорит профессор. – Они все равно разлетаются и дороги в результате все равно будут грязными. Есть много грунтовых дорог, с которых эта грязь наносится во время дождя. Кроме этого, у нас в конструкциях самих колодцев ливневки не предусмотрена отстойная часть, в которую вода и грязь должны собраться, а потом поступить в трубу. А у нас получается труба лежит на дне колодца и вот представьте, когда поток большой попадает в колодец, он сразу же должен уноситься в трубу. Колодец диаметром 700 мм, а труба 200 мм. То есть вода просто физически не может сразу унестись в эту трубу, поэтому происходит ее забивание и в итоге глубокие лужи. Даже на те небольшие выделяемые городом деньги можно решать проблема по частям. Например, в ближайшее время можно сделать улицу Волжскую там, где есть выпуски.
Активист движения «Астраханские ямы» Андрей Милюхин уверен, что сравнивать Астрахань в опыте строительства ливневого дренажа с другими городами не имеет большого смысла, поскольку здесь проблемой не занимались долгие годы.
- В «жирные нулевые» проблема ливневки вообще не была в приоритете. Тогдашний мэр Астрахани Сергей Боженов наоборот закатал и те, что были, ливневки в асфальт, хотя тогда город готовился к юбилею и федеральный центр выделял огромные средства к этому событию. Вступили в силу поправки в водный кодекс, но никто приобретать и устанавливать очистные сооружения и не думал. Наш «Водоканал» с существующими мощностями очистку эту не потянет, он даже захлебывается сейчас от луж после ливней и просит граждан по возможности меньше пользоваться водой. Вся инфраструктура ливневой канализации была заложена еще в советское время. Теоретически можно было бы сослаться на опыт Краснодара, но там поддерживали то, что было еще со времен СССР и недавно даже модернизировали с минимальными затратами. У нас же ливневку давно забросили, хотя нужно чистить эти каналы как минимум раз в два месяца, из-за наших частых ветряных бурь.
Директор гидротехнической компании Астрахани Анатолий Москвин заверил, что ситуация с ливневой канализацией в городе почти уникальная.
- Все нормативы, которые существуют для этих целей, для Астрахани не приемлемы, - говорит специалист. – Дело в том, что территория города в период паводка на 80% находится ниже уровня воды в реке и окружающих водотоков. Поэтому невозможна организация самотечной ливневой канализации в принципе. Необходима только сложнейшая система принудительной канализации до канализационной насосной станции. Московские подходы у нас не приемлемы. Значит нам нужно собирать эту воду локально по самотечным ливневым сетям на КНС, затем нужны очистные сооружения, чтобы дальше воду сбросить в реку. Это очень дорого, поскольку в год выпадает меньше дождя, чем используется воды для фекальной канализации, но зато в одномоментном режиме ее выпадает крайне много и расчет такой системы тогда приходится вести не на среднегодовые показатели, а на тот пиковый дождь, который идет к тому же еще в паводковый период. Получая все это в огромных количествах напорные станции и коллекторы должны с ним справиться. Думаю, это вполне может стоить 54 млрд.
Улица Савушкина

Близнецом Астрахани в отношение паводковых вод и дождей Анатолий Москвин называет город Новый Орлеан. Там также бывают паводки, и власти пошли на строительство принудительной ливневки, но и это чревато. Ураган Катрина, на который они не рассчитывали, загнал воду из Мексиканского залива через те дамбы, которыми Новый Орлеан огорожен. Вода поднялась на 3 метра. Потом ураган ушел, а вода осталась. Но таких городов не так много. В Санкт-Петербурге во время ветровых нагонных наводнений ливневая канализация работает в обратную сторону, но там нет паводков в отличие от Астрахани.
7 июня Астрахань снова накрыл ливень. По сообщениям городской администрации в областном центре за первую неделю лета выпало 3 месячные нормы осадков. Итогом этого бедствия стали частичные отключения электроэнергии, на некоторых улицах уровень воды достиг 20 см и более. На следующий же день на работы вышли 25 единиц техники для откачки воды. Городские троллейбусы же из-за последствий непогоды уже в который раз остались в депо до 15.00. В свою очередь губернатор Александр Жилкин после многочисленных жалоб в своем «Инстаграме» попросил горожан «не беспокоиться», поскольку из-за постоянных ливней и паводка, дорожники просто не могут начать ремонтные работы.
Фото: паблик "Типичная Астрахань", https://vk.com/astra30 


Комментариев нет:

Отправить комментарий